Rambler's Top100
Включение транспортных расходов в таможенную стоимость товаров: опыт Европы и реалии Украины Печать
Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года устанавливает общие правила определения таможенной стоимости товара для стран-членов ГАТТ/ВТО. Определение таможенной стоимости является важным вопросом для импортеров, поскольку таможенная стоимость товара является базой для начисления налогов на импорт (НДС, ввозная пошлина).

В соответствии с Соглашением, при определении таможенной стоимости по методу "цены сделки" должны учитываться транспортные расходы, а именно в таможенную стоимость включаются транспортные расходы до места импорта (например, при поставке на условиях EXW и FOB), и исключаются транспортные расходы после места ввоза (например, при поставке на условиях DDU).

Для целей определения таможенной стоимости законодательство Украины и законодательство ЕС придерживается указанной модели. В данной статье рассматриваются правила ЕС и Украины относительно включения транспортных расходов до места импорта в таможенную стоимость.

Требования закона

Ключевые правила Украины и ЕС в отношении включения транспортных расходов в таможенную стоимость достаточно похожи. Согласно ст. 267 Таможенного кодекса Украины, при определении таможенной стоимости товаров по методу "цены сделки" на импортера возложена обязанность включить в таможенную стоимость расходы на транспортировку до аэропорта, порта или другого места ввоза на таможенную территорию Украины, если они не были включены в цену товаров.

В соответствии со ст. 32 Таможенного кодекса ЕС, при определении таможенной стоимости товаров по методу "цены сделки" в таможенную стоимость должны включаться расходы на транспортировку до места ввоза на таможенную территорию ЕС.

Применение закона: опыт ЕС

Практика применения правил определения таможенной стоимости формировалась в ЕС на протяжении более чем 30 лет. Этому, в частности, способствовали решения Суда Европейского Союза (ECJ). Основные положения данных правил представлены ниже.

Понятие "транспортные расходы". "Транспортные расходы" включают все расходы, как основные (main), так и косвенные (incidental), понесенные в связи с перемещением товаров до таможенной территории ЕС (решение Европейского суда справедливости от 06.06.1990 по делу C-11/89 Unifert Handels GmbH v Hauptzollamt Munster).

Импортер обязан учитывать фактическую сумму транспортных расходов независимо от того, кем они понесены


Таким образом, кроме платы за перевозку груза (freight) до таможенной территории, в таможенную стоимость включаются такие косвенные расходы как, например, плата за вынужденный простой транспорта (демередж), разнообразные надбавки к тарифу: за перевозку в высокий сезон, зимний сезон, военная надбавка (peak season surcharge, winter surcharge, war risk surcharge).

Импортер обязан учитывать фактическую сумму транспортных расходов независимо от того, кем они понесены. Если для того чтобы избежать нарушения сроков поставки, продавец отправил товар за свой счет более дорогим видом транспорта, в таможенную стоимость включается фактическая сума расходов продавца на доставку товара до таможенной территории (комментарий Таможенного комитета ЕС № 12)

Формула расчета суммы расходов до таможенной территории. Когда импортеру известна только общая сума транспортных расходов от пункта отправления за рубежом до пункта назначения в ЕС, для включения в таможенную стоимость сумма расходов до таможенной территории должна быть выделена из общей суммы. Для автоперевозок, по общему правилу, транспортные расходы распределяются пропорционально длине маршрута до и после таможенной границы (ст. 164 Регламента Европейской Комиссии № 2454/93 от 02.07.1993).

Документирование. Для подтверждения суммы транспортных расходов таможенные органы могут потребовать от импортера контракт на перевозку, инвойс (счет) за транспортные услуги, транспортный документ, данные о тарифных ставках перевозчика (комментарий Таможенного комитета ЕС № 6).

Содержание подтверждающих документов оценивается с точки зрения достоверности данных и соответствия принципам (например, распределение расходов пропорционально длине маршрута). Недостоверная сумма расходов до таможенной территории не принимается во внимание, даже если она указана в документах перевозчика. Например, расстояние до границы составляет 95 % общего маршрута, а транспортные расходы за этот отрезок пути составляют только 20 % общей суммы транспортных расходов (Заключение Таможенного комитета ЕС № 9).

Применение закона: опыт Украины

В Украине отсутствуют нормативно установленные или общепринятые механизмы распределения общей суммы транспортных расходов на расходы до и после границы (например, пропорционально длине маршрута для автоперевозок) для целей включения в таможенную стоимость товаров.

Как следствие, импортер при подаче декларации таможенной стоимости вынужден полагаться на достоверность информации о сумме транспортных расходов до границы, предоставленной третьим лицом (перевозчиком или экспедитором). При этом импортер несет ответственность за достоверность предоставленной информации и налоговые обязательства, если таможенный орган усмотрит занижение суммы транспортных расходов (таможенной стоимости). Судебные споры по вопросам доначислений налогов в связи с недостоверным декларированием таможенной стоимости становятся довольно частым явлением.



Александр Майданик, юрист ЮФ "MAGISTERS": "Судебные споры по вопросам доначислений налогов в связи с недостоверным декларированием таможенной стоимости становятся довольно частым явлением"


Даже метод пропорционального распределения транспортных расходов не дает гарантии, что при пост-аудите таможенные органы согласятся с таким подходом, а не будут использовать иные критерии. Например, Государственная таможенная служба Украины (далее - ГТСУ) предлагала таможенным органам при оценке транспортных расходов до границы для автоперевозок рассчитывать стоимость 1 км перевозки, учитывая средние цены на горючее и грузоподъемность автомобиля (см. письмо ГТСУ от 26.05.2008 № 16/1-848-ЕП).

Отсутствует однозначность и в отношении понятия "транспортных расходов", а именно включения в таможенную стоимость косвенных расходов, связанных с перемещением товара. Ст. 267 Таможенного кодекса Украины не допускает включения в таможенную стоимость каких-либо иных расходов, кроме тех, которые прямо указаны в этой статье. При буквальной трактовке статьи, в таможенную стоимость должны включаться только прямые расходы на транспортировку (то есть плата за перевозку груза). Несмотря на это, ГТСУ считает, что такие косвенные расходы, как вознаграждение экспедитора, должны включаться в таможенную стоимость в полной сумме (указанное письмо ГТСУ).

Перечень подтверждающих документов при транспортировке товара третьим лицом содержится в по±тановлении Кабинета Министров Украины от 20.12.2006 № 1766: счет-фактура перевозчика, банковские платежные документы, свидетельствующие об оплате услуг, справка перевозчика. Однако не сформулированы понятные принципы, исходя из которых импортер или таможенный орган могли бы проверить достоверность содержащейся в документах информации (например, о распределении транспортных расходов до и после границы).

Что можно предпринять

Неопределенность украинского законодательства в части включения транспортных расходов в таможенную стоимость приводит к риску споров с таможней по поводу дополнительных налоговых обязательств, если сумма расходов, рассчитанная импортером, окажется заниженной с точки зрения сотрудников таможни из отдела аудита.

Для устранения проблемы требуется совершенствовать законодательство Украины в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО и нормами законодательства ЕС.

До законодательного урегулирования импортер может в какой-то мере контролировать риски путем установления в контракте на предоставление транспортных услуг обязательства перевозчика (экспедитора) предоставлять документы для подтверждения величины транспортных расходов для целей определения таможенной стоимости (в том числе, механизм распределения транспортных расходов до и после границы).
Александр Майданик
Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года устанавливает общие правила определения таможенной стоимости товара для стран-членов ГАТТ/ВТО. Определение таможенной стоимости является важным вопросом для импортеров, поскольку таможенная стоимость товара является базой для начисления налогов на импорт (НДС, ввозная пошлина).

В соответствии с Соглашением, при определении таможенной стоимости по методу "цены сделки" должны учитываться транспортные расходы, а именно в таможенную стоимость включаются транспортные расходы до места импорта (например, при поставке на условиях EXW и FOB), и исключаются транспортные расходы после места ввоза (например, при поставке на условиях DDU).

Для целей определения таможенной стоимости законодательство Украины и законодательство ЕС придерживается указанной модели. В данной статье рассматриваются правила ЕС и Украины относительно включения транспортных расходов до места импорта в таможенную стоимость.

Требования закона

Ключевые правила Украины и ЕС в отношении включения транспортных расходов в таможенную стоимость достаточно похожи. Согласно ст. 267 Таможенного кодекса Украины, при определении таможенной стоимости товаров по методу "цены сделки" на импортера возложена обязанность включить в таможенную стоимость расходы на транспортировку до аэропорта, порта или другого места ввоза на таможенную территорию Украины, если они не были включены в цену товаров.

В соответствии со ст. 32 Таможенного кодекса ЕС, при определении таможенной стоимости товаров по методу "цены сделки" в таможенную стоимость должны включаться расходы на транспортировку до места ввоза на таможенную территорию ЕС.

Применение закона: опыт ЕС

Практика применения правил определения таможенной стоимости формировалась в ЕС на протяжении более чем 30 лет. Этому, в частности, способствовали решения Суда Европейского Союза (ECJ). Основные положения данных правил представлены ниже.

Понятие "транспортные расходы". "Транспортные расходы" включают все расходы, как основные (main), так и косвенные (incidental), понесенные в связи с перемещением товаров до таможенной территории ЕС (решение Европейского суда справедливости от 06.06.1990 по делу C-11/89 Unifert Handels GmbH v Hauptzollamt Munster).

Импортер обязан учитывать фактическую сумму транспортных расходов независимо от того, кем они понесены


Таким образом, кроме платы за перевозку груза (freight) до таможенной территории, в таможенную стоимость включаются такие косвенные расходы как, например, плата за вынужденный простой транспорта (демередж), разнообразные надбавки к тарифу: за перевозку в высокий сезон, зимний сезон, военная надбавка (peak season surcharge, winter surcharge, war risk surcharge).

Импортер обязан учитывать фактическую сумму транспортных расходов независимо от того, кем они понесены. Если для того чтобы избежать нарушения сроков поставки, продавец отправил товар за свой счет более дорогим видом транспорта, в таможенную стоимость включается фактическая сума расходов продавца на доставку товара до таможенной территории (комментарий Таможенного комитета ЕС № 12)

Формула расчета суммы расходов до таможенной территории. Когда импортеру известна только общая сума транспортных расходов от пункта отправления за рубежом до пункта назначения в ЕС, для включения в таможенную стоимость сумма расходов до таможенной территории должна быть выделена из общей суммы. Для автоперевозок, по общему правилу, транспортные расходы распределяются пропорционально длине маршрута до и после таможенной границы (ст. 164 Регламента Европейской Комиссии № 2454/93 от 02.07.1993).

Документирование. Для подтверждения суммы транспортных расходов таможенные органы могут потребовать от импортера контракт на перевозку, инвойс (счет) за транспортные услуги, транспортный документ, данные о тарифных ставках перевозчика (комментарий Таможенного комитета ЕС № 6).

Содержание подтверждающих документов оценивается с точки зрения достоверности данных и соответствия принципам (например, распределение расходов пропорционально длине маршрута). Недостоверная сумма расходов до таможенной территории не принимается во внимание, даже если она указана в документах перевозчика. Например, расстояние до границы составляет 95 % общего маршрута, а транспортные расходы за этот отрезок пути составляют только 20 % общей суммы транспортных расходов (Заключение Таможенного комитета ЕС № 9).

Применение закона: опыт Украины

В Украине отсутствуют нормативно установленные или общепринятые механизмы распределения общей суммы транспортных расходов на расходы до и после границы (например, пропорционально длине маршрута для автоперевозок) для целей включения в таможенную стоимость товаров.

Как следствие, импортер при подаче декларации таможенной стоимости вынужден полагаться на достоверность информации о сумме транспортных расходов до границы, предоставленной третьим лицом (перевозчиком или экспедитором). При этом импортер несет ответственность за достоверность предоставленной информации и налоговые обязательства, если таможенный орган усмотрит занижение суммы транспортных расходов (таможенной стоимости). Судебные споры по вопросам доначислений налогов в связи с недостоверным декларированием таможенной стоимости становятся довольно частым явлением.



Александр Майданик, юрист ЮФ "MAGISTERS": "Судебные споры по вопросам доначислений налогов в связи с недостоверным декларированием таможенной стоимости становятся довольно частым явлением"


Даже метод пропорционального распределения транспортных расходов не дает гарантии, что при пост-аудите таможенные органы согласятся с таким подходом, а не будут использовать иные критерии. Например, Государственная таможенная служба Украины (далее - ГТСУ) предлагала таможенным органам при оценке транспортных расходов до границы для автоперевозок рассчитывать стоимость 1 км перевозки, учитывая средние цены на горючее и грузоподъемность автомобиля (см. письмо ГТСУ от 26.05.2008 № 16/1-848-ЕП).

Отсутствует однозначность и в отношении понятия "транспортных расходов", а именно включения в таможенную стоимость косвенных расходов, связанных с перемещением товара. Ст. 267 Таможенного кодекса Украины не допускает включения в таможенную стоимость каких-либо иных расходов, кроме тех, которые прямо указаны в этой статье. При буквальной трактовке статьи, в таможенную стоимость должны включаться только прямые расходы на транспортировку (то есть плата за перевозку груза). Несмотря на это, ГТСУ считает, что такие косвенные расходы, как вознаграждение экспедитора, должны включаться в таможенную стоимость в полной сумме (указанное письмо ГТСУ).

Перечень подтверждающих документов при транспортировке товара третьим лицом содержится в по±тановлении Кабинета Министров Украины от 20.12.2006 № 1766: счет-фактура перевозчика, банковские платежные документы, свидетельствующие об оплате услуг, справка перевозчика. Однако не сформулированы понятные принципы, исходя из которых импортер или таможенный орган могли бы проверить достоверность содержащейся в документах информации (например, о распределении транспортных расходов до и после границы).

Что можно предпринять

Неопределенность украинского законодательства в части включения транспортных расходов в таможенную стоимость приводит к риску споров с таможней по поводу дополнительных налоговых обязательств, если сумма расходов, рассчитанная импортером, окажется заниженной с точки зрения сотрудников таможни из отдела аудита.

Для устранения проблемы требуется совершенствовать законодательство Украины в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО и нормами законодательства ЕС.

До законодательного урегулирования импортер может в какой-то мере контролировать риски путем установления в контракте на предоставление транспортных услуг обязательства перевозчика (экспедитора) предоставлять документы для подтверждения величины транспортных расходов для целей определения таможенной стоимости (в том числе, механизм распределения транспортных расходов до и после границы).
Александр Майданик
 

Поиск

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Каталог сайтов femina.com.ua
Not found